125000 жизней! Киевский апелляционный суд затягивает важное дело!
6 февраля 2018 пациенты собирались возле Киевского апелляционного хозяйственного суда, чтобы призвать судей не поддерживать Большую Фарму и встать на сторону своих граждан. Во время акции действовал пункт обмена валют, где доллар «продавался» по курсу 146 грн. Ведь именно по такому курсу Украина покупает жизненно-важный препарат для ВИЧ-положительных пациентов Лопинавир/Ритонавир.
Уже почти два года крупнейшая пациентская организация Всеукраинская сеть ЛЖВ пытается обжаловать в украинском суде монополию на эти лекарства, которую держит компания-производитель AbbVie. Из-за этой монополии государство вынужденно переплачивает 227 млн грн. ежегодно, а 125 тыс. новых пациентов не получают лечения. Монопольное положение компании AbbVie защищают два патента, действие которых пациенты пытаются отменить, как давно устаревшие. В октябре суд назначил проведение экспертизы, но уже февраль, а проведение экспертизы все еще не началось!
По итогам заседания 6 февраля: компания AbbVie требует доверить экспертизу химику, которому она доверяет. Но можно ли доверять химику, который предлагает крупная фармацевтическая компания?
Во время заседания компания AbbVie заявила возражения против химика, предложенного Сетью, и предложили своего эксперта в химии-фармацевтике. «Мы считаем, что ходатайство компанией было подано только сегодня перед заседанием, чтобы у нас не было возможности подготовиться должным образом. Поэтому суд решил отложить заседание на 2 дня», — подчеркивает Дмитрий Шерембей, глава Сети ЛЖВ.
Кроме того, состоялось обсуждение кандидатур эксперта-химика, который должен помогать экспертному учреждению провести экспертизу патентов. Во время обсуждения представитель компании AbbVie заявил, что компания должна иметь преимущество в определении химика, так как специфику изобретения лучше AbbVie никто не знает. Сеть предложила назначить химика от двух сторон, но представители AbbVie и Укрпатента были против.
Более того, представитель государства, сотрудник Укрпатента Людмила Запорожец усомнилась в квалификации химика предложенного Сетью, и поддержала кандидатуру предложенную AbbVie. Это звучало странно со стороны представителя госсектора, учитывая, что из-за этих незаконных патентов именно государство теряет ежегодно сотни миллионов гривен переплачивая за монополию.
«Очень важно, чтобы суд назначил эксперта или экспертов, которые сохраняли независимость в процессе проведения экспертизы патентов. Наличие любого скрытого конфликта интересов будет влиять на результаты экспертизы», — говорит Сергей Кондраюк, эксперт по правовым вопросам БО «Всеукраинская сеть ЛЖВ».
Сергей Дмитриев, директор по политике и адвокации БО «Всеукраинская сеть ЛЖВ»: «Этот препарат защищен “вечнозелеными патентами”, которые не были выданы в ряде стран, защищающих своих пациентов. Однако в Украине правоохранительные органы, МОЗ, ДЭЦ вынуждены защищать незаслуженную монополию компании AbbVie, основанную на этих патентах. Нужно системное решение проблемы вечнозеленых патентов, и мы очень надеемся на обнадеживающий шаг правительства в эту сторону — законопроект 7538, который был зарегистрирован 1 февраля и может значительно улучшить ситуацию по патентованию лекарств».
Суд решил перенести рассмотрение на 8 февраля на 14:00 (на Шолуденко 1, каб. 3). Номер дела – 910/10050/16 под председательством судьи Сотникова С. В.
Справка:
Из-за существования формальных патентов на украинский рынок не могут выйти более дешевые аналоги лекарств против ВИЧ, поэтому 125 тыс. украинских пациентов с ВИЧ не могут получить лечение.
По делу 31 мая 2016 БО «Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИД» подала в Хозяйственный суд Киева иск по делу о признании патентов на препарат лопинавир/ритонавир (Алувия) недействительными. Исковые требования Сети ЛЖВ по данному делу обоснованные следующим: оспариваемые патенты не соответствуют требованиям законодательства по новизну и изобретательскому уровню, а обеспеченная ими юридическая монополия компании-патентообладателя (AbbVie Inc., США) позволяет ей устанавливать завышенную цену на препарат. Поэтому государство и доноры пока тратят $ 19,5 млн. ежегодно на закупку одного только лопинавира/ритонавира, обеспечивая потребности 26 тыс. пациентов с ВИЧ. В случае отмены патента можно будет закупать этот препарат по три раза более низкой цене, тратя в год $ 6 млн. Это потенциально позволит предоставить бесплатное лечение еще 125 тыс. ВИЧ+ пациентов.
6 марта 2017 хозяйственный суд Киева отклонил иск, даже не назначив экспертизу патентов на соответствие требованиям законодательства. Причина отказа: оспариваемые патенты не нарушают права или охраняемые законом интересы истца, как пациентской организации, и, по мнению судей, не доказано, что в случае отмены патентов цена на препарат будет снижена. Причины отказа в иске является абсолютно необоснованными и противоречащими с юридической точки зрения.
Первое заседание апелляционного суда 11 мая 2017 вызвало большой интерес общественности, из-за своего значения для общественного здоровья Украины. Представители фармкомпании в суд не явились, однако подали письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела на 6 месяцев. Неожиданно коллегия судей приняла решение удовлетворить ходатайство ответчика и отложить рассмотрение дела на полгода, то есть до 16 ноября.
Сеть ЛЖВ обжаловала такое необоснованно длинное откладывание рассмотрения дела в Высший хозяйственный суд Украины, который стал на сторону пациентов и отменил постановление апелляционного суда об отложении рассмотрения дела на полгода. Новое заседание апелляционного суда было назначено на 19 сентября, но судьи опять не пришли к рассмотрению вопроса по существу и перенесли заседание на 4 октября 2017 года.
4 октября 2017 суд решил все-таки назначить проведение экспертизы. 11 октября суд предоставил решение на экспертизу и назначил экспертов.
В декабря 2017 г. суд решил, что необходимо назначить дополнительного эксперта. 26 декабря состоялось заседание суда, на котором Сеть подала свои предложения по дополнительному эксперту. Представители компании AbbVie заявили, что у них нет пока кандидатур, и попросили отложить заседание. Суд поддержал это предложение. Заседание было перенесено на 6 февраля 2018 года, но затем снова перенесено до 8 февраля 2018 года. В итоге — почти 4 месяца задержки экспертизы!